[Лат. Notkerus Balbulus] (ок. 840, обл. Тургау, Алеманния (ныне на территории Швейцарии) - 6.04.912, Санкт-Галлен), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского аббатства Санкт-Галлен, историк, поэт, музыкант. О жизни Н. З. известно из его сочинений и документальных источников, связанных с историей мон-ря. В более поздних исторических и агиографических произведениях, прежде всего в «Истории монастыря Санкт-Галлен» (Casus S. Galli) аббата Эккехарда IV († ок. 1056) и в анонимном Житии (1-я треть XIII в.), запечатлены монастырские предания о нем.
Род. в знатной семье местных землевладельцев. Рано осиротел и находился на попечении у Адальберта, ветерана войн, к-рые имп. Карл Великий вел против саксов, аваров и славян. Еще мальчиком Н. З. попал в мон-рь Санкт-Галлен в качестве облата (см. Облаты). Сначала он оказался под опекой мон. Веринберта - сына Адальберта. Потом наставниками юноши были мон. Изон, глава внешней монастырской школы (для тех, кто готовились служить клириками в миру), комментатор Пруденция, обучавший «божественным вещам», и ирландец мон. Марцелл (Моэнгал), руководитель внутренней монастырской школы (для тех, кто выбрали монашескую стезю), библиотекарь, считавшийся крупным специалистом в духовной музыке и учивший «свободным искусствам» (см. Artes liberales). В «Истории монастыря Санкт-Галлен» сообщается о «неразлучных друзьях» Н. З., учившихся вместе с ним,- Туотилоне († после 912) и Ратперте († ок. 911). Впосл. Туотилон реализовал свои дарования как художник, скульптор, поэт, певчий с великолепным голосом, автор муз. сочинений. Ратперт трудился в мон-ре школьным наставником и переписчиком; им была начата «История монастыря Санкт-Галлен», к-рую в XI в. продолжил аббат Эккехард IV. Ратперту принадлежит также авторство богослужебных песнопений (большая часть их не сохр.).
Н. З. провел всю жизнь в мон-ре Санкт-Галлен. Он не занимал высоких должностей: нек-рое время исполнял обязанности библиотекаря и госпитария (ведал монастырской гостиницей), был наставником в монастырской школе. Среди его учеников - историк и аббат Санкт-Галлена Гартман († 925), Соломон III, еп. Констанца и аббат Санкт-Галлена (890-919/20), и его брат - Вальдон, еп. Фрайзинга (883-906). Н. З. именовал себя «хворым и заикой» (aeger et balbulus), от чего происходит закрепившееся за ним прозвище. Аббат Эккехард IV, пересказывая в «Истории монастыря Санкт-Галлен» монастырские предания, изображает Н. З. «немощным телом, но не духом, заикающимся голосом, но не душой» (Ekkehard IV. Casus S. Galli. 3 / Ed. G. Pertz // MGH. SS. T. 2. P. 94). Приводятся также слова современников, к-рые описывали Н. З. как смиренного, робкого, склонного к уединенным духовным трудам, что не мешало его дружбе с Туотилоном - противоположным по характеру, веселым и открытым, физически сильным и любившим демонстрировать свои разносторонние таланты. Агиограф, очевидно, стремился создать идеализированный образ Н. З.- подвижника, наделенного особыми духовными дарами, в повествовании подчеркиваются его исключительное благочестие, отрешенность от всего мирского и в то же время творческая одаренность. В более поздних монастырских преданиях Н. З. представлен мудрым наставником, библиотекарем, хранившим, передававшим и преумножавшим знания и духовный опыт.
В «Истории монастыря Санкт-Галлен» отражен процесс складывания локального почитания Н. З., начавшийся уже в 1-й пол. XI в. К этому времени относится и самое раннее из сохранившихся до наст. времени изображение Н. З.- портрет в сборнике секвенций, переписанном между 1024 и 1027 гг. в скриптории мон-ря Санкт-Галлен для еп. Сигиберта Минденского (1022-1036) (Kraków. Bibl. Jagiellońska. Berol. Theol. Lat. Qu. 11. Fol. 144r). На этом портрете юный монах изображен перед письменным столом с ножом в одной руке и с очиненным пером в другой. На страницах книги, лежащей на столе,- строка из секвенции авторства Н. З. на Пятидесятницу: «Sancti Spiritus assit nobis gratia» (Благодать Святого Духа да пребудет с нами). Позднее распространение получила традиция изображать Н. З. держащим сломанный посох, к-рая восходит к преданию о том, что монах побил им диавола. Согласно монастырскому преданию, посох в руках Н. З. был посохом основателя обители, св. Галла († ок. 650), а тот в свою очередь будто бы получил его от св. Колумбана († 615).
Ок. 1215 г. Ульрих фон Закс, аббат мон-ря Санкт-Галлен (1204-1220), инициировал канонизационный процесс Н. З. Этим временем датируется его анонимное Житие (BHL, N 6251; ранее считалось, что его составил декан мон-ря Эккехард). В 1512 г. Н. З. был беатифицирован папой Римским Юлием II; его поминовение совершалось в аббатстве Санкт-Галлен и в диоцезе Констанц. С 1963 г. память Н. З. совершается в еп-стве Санкт-Галлен 7 мая - в день перенесения мощей (состоялось в 1537). В Римском Мартирологе память Н. З. указана под 7 апр.
Лит. наследие Н. З. обширно и многообразно, включает исторические, агиографические, богословские сочинения, сохранились его письма, а также составленное им собрание формуляров для написания грамот. Частично сохранилось написанное прозиметром Житие св. Галла, основателя мон-ря Санкт-Галлен (Metrum de vita Sancti Galli; между 884 и 890). Составители Жития - Н. З., Гартман и Ратперт - написали его в форме диалогов учителя и учеников. Частью этого Жития была, вероятно, т. н. Констанцская проповедь (Sermo habitus Constantiae), изданная в сер. «Patrologia Latina» под авторством св. Галла (PL. 87. Col. 13-26).
«Записки о знаменитых мужах» (Notatio de viris illustribus; 885) - адресованные ученику Соломону, буд. еп. Констанцскому, 2 дидактических письма, которые, по мнению М. Л. Гаспарова, можно рассматривать как «первый в Европе учебник латинской патристики», «подобие аннотированной библиографии» (Гаспаров. 1970. С. 417). Произведение представляет собой руководство, указывающее, к каким книгам Свящ. Писания, творениям отцов Церкви и др. сочинениям христ. авторов следует обращаться, чтобы узнать о том или ином предмете. Подробные рекомендации, к-рые Н. З. дает ученику, отражают его глубокие познания. В подобном жанре был написан ряд произведений позднеантичных и раннесредневек. авторов: блж. Иеронима Стридонского († 419/20), Геннадия Марсельского (2-я пол. V в.), Евгиппия († после 558), Кассиодора († ок. 580), Исидора Севильского († 636), Ильдефонса Толетского (Толедского) († 667), однако для каролингской эпохи сочинение Н. З.- уникальный в своем роде пример, после него сочинения в этом жанре были созданы лишь в кон. XI - 1-й пол. XII в. Сигибертом из Жамблу и Гонорием Отёнским.
«Записки о знаменитых мужах» сохранились в виде отдельного сочинения и в составе «Книги формул» (Liber formularum), к-рая включает др. адресованные Соломону наставнические послания и собрание формуляров для королевских, епископских, монастырских грамот. Эти формуляры были составлены в помощь ученику, рукоположенному в 884 г. во диакона, а позднее добившемуся высокого положения в церковной иерархии.
В 896 г. Н. З. работал над Мартирологом (Martyrologium), к-рый сохранился лишь фрагментарно, вероятно, он не был закончен. Сочинение представляет собой компиляцию из «исторических» мартирологов IX в, которые, в свою очередь, восходили к Мартирологу Беды Достопочтенного (672/73-735). Основу Мартиролога Н. З. составляют тексты, заимствованные из 2-й редакции Мартиролога Адона Вьеннского (ок. 856), дополненные сведениями из Мартиролога Рабана Мавра (между 843 и 854) и житий святых, также Н. З. заимствовал памяти некоторых святых из Иеронимова мартиролога (Dubois J. Les martyrologes du Moyen Âge latin. Turnhout, 1978. P. 57). Н. З. иногда полностью копировал текст, иногда сокращал его (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 679-680). Мартиролог Н. З. сохранился в единственной рукописи из Санкт-Галлена (St. Gallen. Stiftsbibl. 456, рубеж X и XI вв.; лакуны: с 12 по 18 июня, с 10 по 14 июля, с 19 по 27 авг., с 27 окт. по 31 дек.; изд.: Antiquae lectiones / Ed. H. Canisius. Ingolstadt, 1604. T. 6. P. 759-932; PL. 131. Col. 1025-1164). Известно, что Н. З. принимал участие в переписывании мартирологов Адона Вьеннского и Рабана Мавра для б-ки Санкт-Галлена, что, по-видимому, помогло ему в работе над Мартирологом (Rankin. «Ego itaque Notker scripsi». 1991. P. 289-292).
Важнейшее историческое сочинение Н. З.- «Деяния Карла Великого» (Gesta Karoli Magni, 884-887) - было написано, вероятно, по заказу имп. Карла III Толстого (881-887), к-рый посетил мон-рь и лично познакомился с историком. Произведение было задумано в 3 книгах: 1-я книга - об отношениях Карла Великого (747/8-814) с Церковью, 2-я книга - о военных предприятиях государя, 3-я книга - о его частной жизни. До наст. времени целиком дошла лишь 1-я книга, 2-я книга сохранилась в неоконченном виде, 3-я - утрачена (или не была написана). Исследователи связывают возможное прекращение работы над 3-й книгой со свержением Карла III и скорой его смертью в янв. 888 г., в результате чего Н. З. лишился высокого покровительства.
«Деяния Карла Великого» состоят из отдельных рассказов, близких по жанру к exempla (поучительным примерам), к-рые объединяет фигура главного героя - Карла Великого. Н. З. отмечал, что его повествование основано на устных свидетельствах 3 рассказчиков (он называет одного из своих наставников - Веринберта и своего приемного отца Адальберта, к-рый сопровождал императора в военных походах), хотя очевидно знакомство автора с большим кругом античных и средневек. сочинений, в т. ч. с «Жизнью Карла Великого» (Vita Karoli Magni) Эйнхарда (ок. 770-840). Н. З. рассказывает о деяниях Карла Великого не в хронологической последовательности, как мн. авторы исторических сочинений, а используя тематический принцип. Причем, по мнению Т. Ноубла, в этом в большей степени заметно влияние моделей агиографической лит-ры, чем античных светских исторических сочинений (как, напр., в произведении Эйнхарда): человеческая история понимается и представляется Н. З. прежде всего как часть истории божественной. В отличие от труда Эйнхарда, «Деяния Карла Великого» изобилуют библейскими цитатами и отсылками к сочинениям христ. богословов.
Адресованное Карлу III произведение имеет выраженную дидактическую направленность (ряд исследователей даже относят его к жанру «зерцал» - наставлений правителю). Образ Карла Великого представлен как идеал христ. государя: защитник Церкви, справедливый судья, многократно награждавший праведных клириков и каравший неправедных церковных служителей (автор часто критикует представителей высшей церковной иерархии и связанных с ними светских магнатов, обвиняя их в высокомерии, страсти к стяжательству и др. пороках). В «Деяниях Карла Великого» часто повторяется библейский мотив унижения гордых и возвышения смиренных, характерный также для наставнических посланий Н. З. к Соломону. В повествовании Н. З. иногда даже сам государь не всегда оказывался высшим справедливым судьей. Однако даже если Карл Великий принимал неверное решение, божественная кара все равно настигала того, кто виноват (см., напр.: Notkerus Balbulus. Gesta. I 28. 1959. P. 38-39); по мнению Н. З., и праведных, и грешных ждет неизбежное воздаяние.
В образе идеального правителя важным элементом было описание покровительства, которое оказывал Карл Великий наукам и искусствам. По рассказам Н. З., император хорошо разбирался в церковной лит-ре и литургических песнопениях, лично оценивал исполнительское мастерство певчих, награждал их по заслугам (способность различать искусных и неискусных Н. З. уподоблял способности рассудить праведных и неправедных). Монах вводит в повествование хорошо знакомые ему реалии церковной жизни, использует преимущественно сюжеты, связанные с его семейными преданиями и историей аббатства Санкт-Галлен.
До сер. ХХ в. «Деяния Карла Великого» не рассматривались в числе важных исторических источников из-за якобы недостоверности этого сочинения, искажения «подлинных» фактов. Однако благодаря работам Г. Ф. Хефеле, Х. Лёве, Х. В. Гётца вопрос о значимости этого произведения был пересмотрен: это ценный источник, отражающий взгляды социальной элиты позднекаролингской эпохи, социально-политические и церковные реалии последней четв. IX в. С 90-х гг. ХХ в. это сочинение привлекает внимание ученых в контексте исследований исторической памяти как пример соединения устной и письменной традиций (М. Иннз, А. И. Сидоров). В наст. время «Деяния Карла Великого» рассматриваются исследователями как один из последних значительных историографических памятников каролингской эпохи; в этом произведении исторические свидетельства о Карле Великом трансформировались в легенды, которые были осмыслены в новом политическом контексте.
Другое историческое сочинение Н. З.- «Продолжение Бревиария Эрханберта» (Continuatio Breviarii Erchanberti) - существенно отличается по манере изложения от соч. «Деяния Карла Великого». Автор повествует об истории империи Каролингов в 840-881 гг.: от смерти имп. Людовика Благочестивого до имп. коронации Карла III Толстого. В связи с этим составление «Продолжения Бревиария Эрханберта» относят обычно к 881 г. (хотя возможна и более поздняя датировка). Сочинение состоит преимущественно из кратких сообщений о смене государей и территориальных переделах, в целом для повествования характерна историческая точность. В отличие от «Деяний Карла Великого», автор уделяет внимание тому, что происходило не только на нем. землях, но и в Западнофранкском королевстве, Лотарингии, Италии (хотя родные для Н. З. территории упоминаются значительно чаще). Через все сочинение проходит мотив тревоги за будущее державы Каролингов.
Н. З.- важная фигура в истории западнохрист. церковной музыки; известен как поэт-гимнограф, автор секвенций. В сб. «Книга гимнов» (Liber Ymnorum; ок. 884), посвященном Лиутварду, еп. Верчелли († 900/01), канцлеру и архикапеллану имп. Карла III Толстого, из 50 секвенций, снабженных музыкальной нотацией, тексты примерно 40, как считают исследователи, написаны Н. З.
В предисловии к «Книге гимнов» Н. З. отмечал, что в мон-ре Санкт-Галлен жанр секвенций стал известен благодаря некоему монаху из разоренного норманнами аббатства Жюмьеж в Западнофранкском королевстве. Монах, бежав в Санкт-Галлен (вероятно, не позднее 50-х гг. IX в.), принес с собой антифонарий, содержавший среди прочего и тексты секвенций. По словам Н. З., сначала это новшество заинтересовало его как мнемоническая техника, облегчающая запоминание мелодий. Он начал сочинять собственные тексты секвенций, его наставник Изон, помогал, внося в них правки, др. наставник, Марцелл, способствовал распространению секвенций, составленных Н. З., и использовал их при обучении.
Н. З., по-видимому, не сочинял собственные мелодии. Полагают, что он тропировал (см. Троп), т. е. силлабически подтекстовывал, уже известные мелизматические распевы (см. Мелизматический стиль). Монах тщательно выстраивал ритмический рисунок каждой строки в соответствии с музыкой. Этот подход был удобен с учетом того, что тексты сочинялись для запоминания мелизматических хоралов с витиеватым мелодическим контуром. Н. З. искусно использовал приемы аллитерации, ассонанса, особого ритмического построения фразы (cursus planus).
Секвенции Н. З. были посвящены гл. обр. церковным праздникам, однако нек-рые являлись хвалебными, торжественными песнопениями, не связанными с конкретными праздниками. В средневековой и ренессанской традиции Н. З. ошибочно приписывалось авторство ряда знаменитых богослужебных песнопений, в частности, антифона «Media vita in morte sumus», получившего широкое распространение в качестве гимна, исполнявшегося христ. воинами в бою.
Помимо секвенций, сохранился созданный Н. З. ок. 883 г. небольшой цикл из 4 гимнов св. Стефану († ок. 35), покровителю кафедрального собора в Меце. Еще один цикл гимнов был посвящен Мецскому еп. Роберту (Руодберту; 883-917).
Важным памятником истории музыки является «Письмо к Лантберту» (в разных изданиях именуется также «О музыке» (De musica) либо по 1-й строке - «Quid singulae litterae…», дата создания неизв.) - предисловие к нотной рукописи, содержащее сведения о принятой в Санкт-Галлене системе невм, невменной нотации, пояснение лат. букв (т. н. litterae Romanae), использовавшихся как дополнительные символы для уточнения высотного и ритмического значения, а также этоса и агогики. Поскольку музыкальная наука, унаследованная от античности, была частью квадривиума (см. Artes Liberales), Н. З. хорошо знал арифметику, о чем видетельствует его глосса к сложному месту в «Арифметике» и «Музыке» Боэция, где описывается алгоритм разворачивания из единицы любых отношений первенства и, наоборот, приведения любых отношений неравенства к единице (см.: Bubnov. 1899).
Влияние Н. З. на духовную музыку распространилось на землях Восточнофранкского королевства и за их пределами. Хотя Н. З. не был создателем жанра секвенций, он оказал решающее влияние на формирование его лит. составляющей. Созданные им секвенции представляют собой классические раннесредневек. образцы данного жанра, а его свидетельства о системе нотации важны для историков музыки. Музыкальное творчество Н. З. было сопряжено с педагогическими задачами: он стремился облегчить обучение монахов духовным песнопениям, передать знания, выработать строгую технику, позволяющую точно следовать музыке. В то же время благодаря высокому поэтическому мастерству и исключительной силе воздействия на слушателя его творения вышли далеко за рамки круга вопросов сугубо дидактического характера.
Литературное и литургическое наследие Н. З. изучается с разных точек зрения: как одна из ключевых составляющих санкт-галленской лит. традиции (Хефеле, Й. Дуфт), так и в контексте исследований каролингской историографии (Гётц, Иннз, Сидоров), истории музыки (С. Ренкин, Дж. Дейвис-Секорд, Дж. Каттин), и т. д. На рус. языке публиковались переводы отдельных фрагментов сочинений Н. З.